Но Федеральным законом «О противодействии коррупции» требования предъявляются не только к органам государственной власти и местного самоуправления.
Например, статьей 13.3 названного закона предусмотрено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Минтрудом России были подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г., которые можно найти на сайте указанного Министерства.
Методические рекомендации предусматривают примерный перечень антикоррупционных мероприятий, которые рекомендуется включить в антикоррупционную политику организации, а также содержат рекомендации по реализации каждой из указанных мер. Разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции является обязанностью, а не правом любой организации.
Еще одна норма, на которую не всегда обращают внимание в организациях как государственных, муниципальных, так и коммерческих, так это порядок привлечения бывших государственных и муниципальных служащих к трудовой деятельности.
Статьей 12 закона о противодействии коррупции и ст.74.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный выше порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 29 от 21.01.2015. Перечень должностей, при увольнении с которых действуют указанные ограничения, утверждается Указом Президента Российской Федерации или соответствующим органом. Это, как правило, должности, при замещении которых лица должны представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Принятые нормативные правовые акты с перечнем должностей доступны на сайтах органов, в которых трудился служащий.
При этом следует понимать, что такими служащими являются государственные служащие федеральных органов власти, в том числе правоохранительных органов, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Принимая на работу бывшего государственного или муниципального служащего, с момента увольнения которого не прошло двух лет, новый работодатель в течение 10 дней должен письменно сообщить о заключении с ним трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Аналогичная обязанность возникает при заключении с указанными лицами гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. рублей.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
В случае неисполнения данной обязанности наступает административная ответственность, предусмотренная ст.19.29 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает административный штраф для граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; для должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Обращаем внимание, что срок давности привлечения к ответственности по ст.19.29 КоАП РФ составляет 6 лет.