- Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
- Приказ Минтруда РФ от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;
- Приказ Минтруда РФ от 5 декабря 2014 г. № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты»;
- Приказ Минтруда России от 17.06.2021 г. № 406н «О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
- Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
Специальная оценка условий труда
Нормативные документы, регулирующие проведение специальной оценки условий труда
Понятие, цели, сроки и обязанность работодателя по проведению СОУТ
В соответствии с требованиями ст. 214 Трудового кодекса РФ и вступившего с 1 января 2014 года в силу 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» все организации обязаны проводить СОУТ.
СОУТ проводят взамен аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ).
Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.
Цели СОУТ:
- выявить на рабочих местах вредные и опасные производственные факторы;
- оценить их воздействие на работника;
- определить степень отклонения полученных значений от установленных нормативов;
- установить работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, гарантии и компенсации;
- освободить работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.
Спецоценку на рабочем месте проводят не реже одного раза в пять лет.
Срок исчисляют со дня утверждения итогового отчета.
СОУТ должны провести:
организации, в которых не проводилась аттестация рабочих мест, либо проводилась, но срок дей
ствия результатов закончился;организации, в которых образованы новые рабочие места или изменился технологический процесс.
Работодателю предоставляется срок до 12 месяцев на проведение специальной оценки условий труда на вновь созданных рабочих местах. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию.
Спецоценку не проводят в отношении условий труда:
- надомников;
- дистанционных
- работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Порядок проведения СОУТ в организации
- Утвердить приказом работодателя состав комиссии по проведению СОУТ и график ее проведения. В обязательном порядке в ее состав включить: специалиста по охране труда и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.
- Составить список рабочих мест, которые необходимо оценить.
- Выбрать аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку и заключить с ней договор.
Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
Перечень аккредитованных организаций проводящих специальную оценку условий труда на территории города | ||
№ п/п |
Наименование организации |
Адрес местонахождения, контактные данные |
1. |
ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области» |
ул. Пугачева, 5 |
2. |
ООО «Миларм-Сервис» |
Свято-Троицкий б-р, 17 |
3. |
ООО «Белгородский санитарно-эпидемиологический сервис» |
пр-т. Б.Хмельницкого, 195 |
4. |
ООО «Эксперт» |
пр-т. Б.Хмельницкого, 133в, 4 этаж, оф. 401 |
- Идентифицировать и провести измерения вредных и опасных производственных факторов — проводит аккредитованная организация.
- Утвердить отчет по результатам спецоценки. В течение тридцати календарных дней под роспись ознакомить всех сотрудников с результатами проведенной СОУТ.
- Разместить результаты спецоценки на официальном сайте организации.
- Проинформировать ФСС о результатах спецоценки, отразив ее результаты в отчете по форме 4-ФСС.
- Подать декларацию в ГИТ в Белгородской области (г. Белгород, ул. Николая Чумичова, 124, тел: (4722) 31–75–50) в течение 30 дней с момента утверждения итогового отчета. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета. Срок действия декларации может быть продлен на следующие пять лет.
Ответственность работодателя за непроведение специальной оценки условий труда
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает:
Предупреждение или наложение административного штрафа |
|
Для юридических лиц |
от 60 тысяч до 80 тысяч рублей |
Для должностных лиц |
от 5 тысяч до 10 тысяч рублей |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
от 5 тысяч до 10 тысяч рублей |
За повторное нарушение в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает:
Наложение административного штрафа |
|
Для юридических лиц |
от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Для должностных лиц |
от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток |
Ответы на часто задаваемые вопросы
Кто должен проводить специальную оценку условий труда арендатор или арендодатель?Кто должен проводить специальную оценку условий труда арендатор или арендодатель?
Согласно ст. 8 п. 1 Федерального закона № 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Таким образом, поскольку лица, работающие у арендатора, не являются работниками арендодателя, проведение СОУТ и все связанные с ней затраты возлагаются на арендатора, если обратное не прописано в рамках заключенного договора аренды.Согласно ст. 8 п. 1 Федерального закона № 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Таким образом, поскольку лица, работающие у арендатора, не являются работниками арендодателя, проведение СОУТ и все связанные с ней затраты возлагаются на арендатора, если обратное не прописано в рамках заключенного договора аренды.
Федеральным законом № 426-ФЗ не проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах, не предусмотрено.
Соответственно, необходимо провести СОУТ на данных рабочих местах.
Не проведение СОУТ будет нарушением трудового законодательства.
Федеральным законом № 426-ФЗ не проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах, не предусмотрено.
Соответственно, необходимо провести СОУТ на данных рабочих местах.
Не проведение СОУТ будет нарушением трудового законодательства.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Свяжитесь с нами через форму обратной связи